26 апреля 2019, 15:56
Круглый стол «Проблемы изучения элементов лингвистических дисциплин исторического цикла на уроках русского языка в современной средней школе»
24.04.2019 г. на кафедре русского языка и литературы филиала СГПИ в г. Ессентуки в рамках студенческого научного объединения «Проблемы изучения лингвистических дисциплин исторического цикла в современной средней школе» под руководством к.филол.н., доцента М.Е. Локтевой прошел круглый стол «Проблемы изучения элементов лингвистических дисциплин исторического цикла на уроках русского языка в современной средней школе».

На мероприятии присутствовали заведующие кафедрами русского языка и литературы и истории, права и общественных дисциплин Л.Л. Бойко и М.В. Дарендорф, а также члены кафедры русского языка и литературы доц. М.Е. Локтева и преп. О.В. Агапова.

Основными участниками круглого стола стали студенты 2 и 3 курсов, обучающиеся по профилям «История» и «Русский язык». Обсуждение велось по пяти направлениям.

Первое направление – «Введения понятий активной и пассивной лексики в средней школе» (спикеры – студенты группы 2 ИР А. Безгина, К. Тюкпиекова, Д. Шимченко). В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что одной из основных задач учителя русского языка при обучении теме «Лексика и фразеология» является расширение активного словарного запаса школьников за счет изучения как новой, так и архаической лексики с целью повышения общей грамотности обучающихся, а также облегчения чтения классических литературных текстов.

Второе и третье направления обсуждения стали продолжением первого – «Проблемы изучения архаизмов и историзмов в школе» (спикер – студент 2 ИР О. Коробейников); «Стилистические функции старославянизмов в русском литературном языке» (спикеры – студенты группы 2 ИР А. Найденова, А. Ильенко). Студенты, проанализировав стандартные учебно-методические комплексы, используемые при обучении русскому языку в школе, пришли к заключению, что обозначенные темы представлены в УМК по-разному. Однако решающая роль в подборе материалов урока и его реализации, по их мнению, принадлежит учителю. Он, ориентируясь на современные педагогические технологии, требования к уровню знаний русского языка, степень усвоения школьниками ключевых аспектов русской культуры сквозь призму языка, должен способствовать развитию речи учащихся посредством изучения архаической и исторической лексики, уделяя особое внимание старославянизмам как неотъемлемой части современного русского литературного языка.

Четверное направление круглого стола – «Приемы этимологического анализа слов в средней общеобразовательной школе как средство объяснения непроверяемых написаний в русском языке» (спикеры – студенты группы 2 ИР А. Акобян, С. Золотарев). В рамках темы обсуждались некоторые сложные вопросы правописания, сложившиеся исторически, а также возможность школьного морфемного и словообразовательного анализа современного слова с опорой на диахронические данные.

Пятое направление – «Объяснение понятий «литературный язык» и «стиль» на уроках русского языка в школе» (спикеры – студенты группы 2 ИР Л. Иванникова, А. Пелешко) – стало итоговым в мероприятии как с формальной, так и со смысловой точек зрения. Участники получили возможность обобщить услышанное в ходе предыдущих тем обсуждения, сделав акцент на роли изучения элементов лингвистических дисциплин исторического цикла в обучении школьников стилистической дифференциации текста.

Подводя итоги круглого стола, Л.Л. Бойко и М.В. Дарендорф отметили важность обсужденных вопросов для студентов педагогического вуза, необходимость развития заявленной темы, а также исследования сложных вопросов методики преподавания русского языка в школе. М.Е. Локтева подчеркнула значимость поиска современных подходов в преподавании русского, в том числе интеграционных.
Made on
Tilda